Все иллюзия...
Оива Призрак убитой женщины, брошенной мужем, одно из самых известных привидений Токио. Оива бродит по улицам в темноте, облачённая в белые погребальные одеяния, волосы её растрёпаны, глаза опущены, а если она поднимет голову и взглянет на прохожего, то он увидит страшные рубцы на её лице. Когда перепуганный встречный бросается прочь в ужасе, они со смехом исчезает. Этот призрак - из числа духов жаждущих мщения. Приметы его - белое кимоно, бледное или синюшное лицо, опущенные глаза и частичное облысение. Оива стала популярна в XIX веке благодаря театру Кабуки. В 1825 году Цуруя Нанбоку (Tsuruya Nanboku IV) написал пьесу "Токайдо Йоцуя Кайдан" ("Страшная история станции Йоцуя на дороге Токайдо"), более известной теперь просто как "Йоцуя Кайдан" (四谷怪谈 ![]() "Йоцуя Кайдан" был парным спектаклем к знаменитой драме "Тюсингура" - истории о 47 ронинах. В те времена в кабуки представление состояло из двух драм. Одна обычно представляла героическую и историческую тему, другая была социальной, бытовой. Спектакли никак между собой не были связаны и игрались по отдельности. Но в данном случае в Ёцуя кайдан имеются отсылки к Тюсингура и спектакли игрались вперемешку. После первой части Тюсинура представляли Ёцуя - до конца третьего акта, затем доигрывали Тюсингура, а потом снова кайдан. Согласно пьесе Оива была замужем за ронином Иэмоном, но её отец, Самон Ёцуя, заставил дочь развестись с мужем, уличив его в растрате средств семьи Эня, которой оба служили. И, хотя Иэмон, оказав однажды услугу тестю, просил разрешения возобновить брак, Самон наотрез отказался дать согласие, пригрозив, что ещё и всем расскажет про растрату. Параллельно с эти в спектакле разворачивается история младшей сестры Оивы. Её зовут Осодэ. Её муж, Ёмосити, пропал неизвестно куда, она пытается зарабатывать продажей зубочисток возле храма в Асакуса, но на это не проживёшь, и втайне Осодэ подрабатывает в борделе пои именем Омон. У неё есть страстный поклонник, бродячий аптекарь Наоскэ, он мечтает на ней жениться, следует за ней всюду, и однажды раскрывает тайну её побочного источника дохода. Он приходит в бордель и хочет купить её услуги, хотя она пытается отказаться, но в этот момент туда же является Ёмосити, даёт жене денег для выкупа из борделя, и уводит её. Раздражённый Наоскэ следит за парочкой, а потом, когда Ёмосити отправляет жену домой, а сам идёт встречаться с приятелем, - за Ёмосити. Ёмосити встречается с другом, Содзабуро, затемно. Они, как и Самон, отец женщин, как и Иэмон - бывшие вассалы Эня, оставшиеся теперь без хозяина. Ёмосити и Содзабуро планируют отомстить за господина совместно с другими вассалами Эня. Они встречаются затемно и Содзабуро уходит со встречи, прихватив фонарь Ёмосити. Следящий за Ёмосити Наоскэ, следуя за примелькавшимся от борделя фонарём, убивает в пустынном месте Содзабуро, полаая, что прикончил мужа Осодэ. Так и не поняв своей ошибки, он уродует лицо жертвы, чтобы тело было сложнее опознать. Одновременно неподалёку от этого же места Иэмон убивает отца Оивы и Осодэ. Иэмон и Наоскэ сталкиваются возле трупов их жертв, но они давние приятели и успевают договориться между собой до тоо, как Оива и Осодэ находят тела. Осодэ тоже видит знакомый фонарь возле обезображенного мертвеца и считает, что жертвой убийцы стал Ёмосити. Наоскэ и Иэмон подходят к сёстрвм и клянутся отомстить убийцам их близких, если Оива и Осодэ выйдут за них замуж. Женщины дают согласие. На этом заканчивается первый акт. Во втором акте перед зрителем предстаёт семейная жизнь Оивы и Иэмона. У них родился ребёнок, но они живут в нищете, Оива болеет, а Иэмон вынужден зарабатывать изотовлением зонтов из промасленной бумаги. Понемногу он начинает ненавидеть Оиву. В дом Иэмона пытается пробраться его бывший слуга Коботокэ, чтобы украсть старинное семейное снадобье, но Иэмон с приятелями ловит его и запирает в шкафу связанного и с кляпом во рту, ничего не рассказав Оиве. Соседка Иэмона и Оивы - Ито Оумэ безнадёжно влюблена в Иэмона. В надежде добиться расторжения брака Иэмона с Оивой, она посылает к Оиве свою кормилицу с отравой, которая должна её изуродовать. Кормилица передаёт Оиве яд под видом лекарства. Оива просит мужа пойти к семье Ито и поблагодарить их за заботу о её здоровье. После ухода супруга она чувствует слабость и принимает принесённое кормилицей соседки средство. Конечно, ей становится, ещё хуже, она чувствует, что у неё всё сильнее болит лицо. В доме, кроме неё и младенца (и запертого в шкафу Коботокэ) находится Такуэцу, прислуживающий Оиве и Иэмону. Он пытается помочь Оиве, но безрезультатно. Иэмон тем временем приходит в дом Ито. Ито Кихэй, дед Оумэ, очень состоятелен и готов дать Иэмону денег, если тот согласится взять в жёны его внучку. Он уговаривает Иэмона жениться на Оумэ. Иэмон отказывается, но тут Оумэ заявляет, что она немедленно покончит с собой если он не согласится. Иэмон сдаётся. Свадьбу назначают на вечер того же дня. Иэмон возвращается домой. Такуэцу там в этот момент нет нет - Оива отослала его за маслом для лампы. Лицо Оивы исказилось из-за действия отравы. Увидев это, Иэмон говорит ей, что раздумал мстить за её отца и решил завести новую жену. Он собирает её вещи и вещи ребёнка, чтобы отнести их в ломбард по пути в дом Ито, а встретив по дороге Такуэцу уговаривает его совратить свою жену, чтобы у него был подходящий предлог для расторжения брака. Такуэцу, возвратившись в дом честно пытается склонить Оиву к соитию и даже взять её силой, но у нео ничего не получается. Тогда он подносит ей зеркало, чтобы она увидела своё обезображенное лицо и смирилась. Смотря на отражение, Оива понимает, что стала жертвой происков семьи Ито. Она собирается лично отправиться в дом Ито и выяснить отношения. Желая привести себя в приличный вид, Оива садиться причёсываться, но волосы выпадают под гребнем. Это одна из знаменитых классических сцен кабуки - «kamisuki» - расчёсывание волос. Такуэцу пытается остановить Оиву, но она рвётся из дома и случайно напарывается на меч по-прежнему сидящего в шкафу Коботокэ. Она умирает, проклиная Иэмона, а Такуэцу убегает в страхе. Иэмон возвращается с друзьями, в надежде засвидетельствовать факт измены жены с Такуэцу, но они мертвую Оиву, пронзённую мечом Коботокэ. Они решают свалить всю вину на владельца меча и ненужного свидетеля. Коботокэ вытаскивают из шкафа и убивают. Затем его тело и тело Оивы прибивают к двум сторонам одной сёдзи, чтобы для всех было очевидно, что Кохэй и Оива были любовниками, и бросают в реку. Иэмон отправляется на свою свадьбу, в дом Ито. Но в первую брачную ночь он убивает и Оумэ, принимая ее за Оиву и ее деда, принимая его за Коботокэ. Третий акт начинается с тго, что мать Иэмона, Окума, устанавливает деревянное надгробье с именем Иэмона на берегу канала Онибобори. Она хочет, чтобы Иэмона считали умершим и не разыскивали за двойное убийство. Иэмон как раз там же ловит рыбу. Появление матери его удивляет, но они вместе устанавливают надгробие на берегу. Когда Окума уходит, Иэмон замечает Наоскэ, который тоже рыбачит. Наоскэ помогает ему вытащить крупную рыбу, обмотав леску вокруг надгробья, а потом выбрасывает надгробье в реку. К реке выходят мать Оумэ, Оюми, и Омаки, ее кормилица. После смерти осподина Ито и его наследницы они остались бездомными. Омаки падает в реку и тонет. Оюми, оставшись совсем одна, находит надгробие с именем Иэмона. Иэмон замечает, что Оюми подобрала его надгробие, и толкает ее в реку. Она тоже тонет. Видящий всё это Наоскэ говорит, что Иэмон плохой парень, и уходит, смеясь. У реки темнеет, Иэмон тоже собирается уйти, но слышит зовущий егоголос. Он видит, плывущую по реке сёдзи с двумя трупами. Он подтягивает ее к берегу, и тут трупы оживают и упрекают Иэмона. Акт завершается сценой борьбы Иэмона, Ёмосити и Наоскэза обладание неким документом, имеющим отношение к Тюсингура. Четвёртый акт был необязательным для исполнения и касался в-основном судьбы младшей сестры Оимы, Осодэ. В пятом акте призрак Оивы повсюду преследует Иэмона. Он пытается скрыться в горной лачуге. Там ему снится сон о временах, когда он ещё был самураем. Он охотится с другом и встречает молодую прекрасную девушку. Уединившись, они с этой девушкой предаются любви, но когда друг их находит, он видит не девушку, а страшный призрак Оивы. Образ Оивы проступает повсюду. Виноградные лозы над палаткой принимают ее облик. Друг в страхе бежит, а Оива хватает Иэмона и тащит его в ад. Пока Иэмон сходит с ума в горной хижине, за него молятся соседи. Но тут появляется Оива и убивает всех подряд, Иэмон в ужасе выбегает в снежный буран, где натыкается на Ёмосити, который его закалывает. История Оимы была написана, как бы сейчас сказали "на основе реальных событий". Два криминальных события лежат в основе этой пьесы. В одном - двое слуг убили своего хозяина, были в тот же день схвачены и казнены. В другом самурай обнаруживший, что наложница изменяет ему со слугой, зарубил обоих, прибил тела воздями к двери и выбросил в таком виде в реку Канда. Конечно, пьеса вовсе не была документальной реконструкцией событий, автор лишь черпал из них вдохновение, но она вызвала большой резонанс у зрителей. Пьеса быстро завоевала любовь зрителей и пользовалась огромным успехом. Призрак Оивы стал популярной темой для укие-э. Ее образ вдохновлял Ёшитоши, Утагаву Куниеси, Утааву Тоёкуни и мноих других. Йоцуя Кайдан ставился бесчисленное количество раз и не только в кабуки. Непременным ритуалом для любого актёра, готовящегося исполнять Оимы является посещение её могилы и святилища. Очевидцы трагедии, чтобы предотвратить вероятные злодеяния гневного духа, построили алтарь, куда приносили свои дары для Оивы. Её останки и покоятся в храме Мёгёдзи в районе Сугамо. Датой её смерти считается 22 февраля 1636 года. И алтарь и моилу до сих пор посещают паломники. оворят, что некая женщина, имя которой неизвестно, посвятила свою жизнь уходу за этими местами. Общепризнано так же, что роль Оивы - нехорошая. Над теми кто играл в спектаклях и фильмах по истории Оимы буто висит проклятье призрака, их преследуют неудачи, они заболевают непонятными болезнями, получают травмы и влипают в разнообразные неприятности. Особо-мрачные истории ходили о постановке 197 ода в Иванами-холле. Тогда силу проклятья ощутили на себе все - от рабочих сцены и римёров до продюссеров. Чтобы умилостивить дух жены самурая вся труппа в полном составе провела на её могиле поминальную службу, а в день премьеры на первом ряду было оставлено свободным одно из кресел - для потустороннео зрителя. Несмотря на дурную репутацию, у этой истории насчитывается уже более 30 экранизаций. В Японии стало традицией снимать ежегодно специальную версию и показывать её в полночь, в праздник О-Бон. Съёмки каждого очередного фильма почти никогда не обходятся без несчастных случаев, чрезвычайных происшествий, мистических совпадений, необъяснимых поломок оборудования и прочей чертовщины. В одном случае на съёмочной площадке случился пожар, уничтоживший и декорации и оборудование. В другом - все отснятые копии фильма, готовые к показу, бесследно исчезли. Напрочь отказавшийся участвовать в паломничестве, скептически настроенный режиссёр одной из постановок сломал в процессе съёмок обе ноги. Время от времени попадаются и свидетельства горожан, якобы сталкивавшихся с духом Оимы. Надо сказать, что это мстительный дух, несмотря на свою злокозненность, хорошо относится к детям. Считается, что она способна защищать детей и женщин, возможно это ещё одна причина - отчего и алтарь и могила Оимы всегда украшены цветами и свечами. Есть поверье, что желание, загаданное у алтаря Оивы непременно сбудется, если этого хочется от всего сердца. Но желающие воплотить мечты должны быть осторожны, того, кто будет беспокоить Оиву пустыми просьбами, по пустякам, или явится просто поглазеть поджидает её проклятье - ео перекосит так же, как Оиву, когда она выпила яд, а может быть, у него вывалиться, как и у Оивы, глаз. | ![]() Эндзяку - Исикава Ёнедзё в роли Призрака Оивы - 1865 ![]() Цукиока Ёситоси - "Новые изображения тридцати шести призраков". Оива с ребёнком Иэмона отдыхает в ожидании мужа. Пояс, свисающий с ширмы, напоминает тянущуюся к женщине змею и символизирует приближение несчастья. ![]() Отравленная Оива. ![]() Сцена "расчёсывания волос". и ссылка на аналогичную сцену работы Утагавы Куниёси в большом размере. ![]() Иэмон убивает новую жену, приняв её за Оиву ![]() Кацусика Хокусай - "Сто рассказов" - 1830 Обезображенное лицо Оивы проступает из рисового фонаря, преследуя Иэмона. r |

Оноэ Мацусукэ в роли призрака Оивы 1812
Утагава Тоёкуни I ( 1769–1825)

Утаава Куниёси - Оива (1847-1848)


Могила Оивы